Вся работа выполняется в специально отведенных для этого рабочих постах, месте, оснащенном всем необходимым оборудованием. На одном из таких рабочих постов может быть несколько рабочих мест, отведенных под каждого сотрудника-исполнителя технического обслуживания.
Существуют следующие методы технического обслуживания автомобилей:
- тупиковый (на универсальных постах);
- операционно-постовой (на специализированных постах);
- поточный (на поточных линиях);
- агрегатно-зональный.
Иногда в некоторых случаях применяются смешанные или комплексные методы технического обслуживания и ремонта автомобиля.
Тупиковый метод технического обслуживания автомобилей
При данном методе весь объем работы осуществляется на универсальных постах.
Пребывание транспортного средства на таком посту может быть различным, поэтому возможно одновременное обслуживание нескольких автомобилей разных марок. Кроме того, к положительным свойствам данного метода можно отнести то, что одновременно выполняется и текущий ремонт, если в нем есть необходимость.
К минусам тупикового метода можно отнести тот факт, что при въезде транспортного средства на пост и съезде с него рабочее место заполняется отработавшими газами.
Операционно-постовой метод технического обслуживания автомобилей
Такой метод применяется для ТО-2 и заключается в том, что все виды работ разделяются на несколько элементов, каждый из которых предусматривает заезд автомобиля на специальные посты.
Это является большим плюсом такого метода, поскольку специально оборудованные технические посты создают лучшие условия для использования инструментов и повышают производительность труда.
Когда определяют график осмотра и обслуживания технического осмотра и ремонта автомобиля учитывают, что каждому автомобилю необходимо пройти весь перечень обслуживания таким образом, чтобы пробег в промежутках операций не превышал установленной нормы.
Однако у этого метода есть недостаток – необходимость постоянного перемещения ТС (транспортное средство). Такой способ организации ТО позже был изменен, число постов уменьшено, а число рабочих рук увеличено.
Поточный метод технического обслуживания автомобиля
Поточный метод подходит для обслуживания автомобилей в крупномасштабных автотранспортных предприятиях с целью технического осмотра или ремонта большого количества ТС одновременно. Работа выполняется последовательно на различных постах, располагающихся на одной линии. В этом значительный плюс, так как маневрирование ТС происходит по максимально коротким путям.
Поточные линии организуют для отдельных групп ТС в зависимости от объема и вида обслуживания.
Применение ТО-2 больше подходит для легковых автомобилей при наличии всех необходимых запасных частей и инструментов. К минусам такого способа можно отнести частое колебание объема необходимых услуг из-за чего возникает неравномерность выполнения работы на постах. ТО-1 подходит для грузовых и легковых автомобилей.
К положительным сторонам поточного метода относят:
- Синхронность процесса обслуживания автомобиля;
- Механизация и автоматизация процесса;
- Высокий уровень техники безопасности.
Различают ТО так: - ЕО (ежедневное), Первое ТО и Вторичное ТО.
Ежедневное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание обычно организовано на двух или трех постах. Самая распространенная – это поточная линия с 3 постами:
- 1) Мойка
2) Обдув воздухом
3) Проверка масла и воды, заправка, прокачка шин
Первое обслуживание проводится на трех или пяти постах:
- 1) Проверка сцепления, коробки передач, ручного тормоза, радиатора;
2) Контрольная проверка рулевого управления, мостов, подвески и тормозов;
3) Контрольная проверка двигателя, смазочные работы.
Второе обслуживание проводится на восьми постах:
1) Проверка масло и изношенных деталей;
2) Проверка подвески и рулевого управления;
3) Проверка всех технических характеристик, замена необходимых деталей;
4) Замена подшипников, проверка тормозной системы;
5) Проверка тормозов;
6) Проверка приборов освещения;
7) Замена фильтров, проверка регулятора;
8) Общая проверка ТС.
Для выбора необходимого типа поточной линии автотранспортное предприятие должно располагать следующими данными: марка и модель автомобиля, годовой пробег парка или группы автомобилей, характеристика типичных условий эксплуатации (легкие, средние, тяжелые).
Агрегатно-зональный метод технического обслуживания и ремонта автомобилей
Суть данного метода обслуживания и ремонта автомобилей заключается в организации специализированных участков. Все заезды ТС строго определены по времени и проводятся за несколько приемов и только в отведенных для этого зонах. Необходимые для технического обслуживания помещения, относящиеся к определенной зоне, находятся на ее территории или в близкой доступности. Число групп исполнителей обычно совпадает с количеством зон.
Техническое обслуживание и ремонт ТС за пределами зон осмотра
Автомобили, находящиеся за пределами точек обслуживания, обычно оснащаются перемещаемой ремонтной группой, бензовозами, необходимыми инструментами и запасными частями, которые позволили бы максимально комфортное обеспечение обслуживания.
В таких случаях техническое обслуживание и ремонт приходится выполнять на полевом пункте, оснащенном эстакадой и всем оборудованием. Что касается сложных случаев ремонта, невозможных в таких условиях, то колонна ТС осматривается близлежащими компаниями ремонта, к которым она относится.
Для каждого из всех перечисленных методов технического обслуживания необходимо наличие фонда агрегатов. Если фонд большой – происходит нерациональная эксплуатация средств, а если маленький, то случаются простои ТС.